Что «отрежет» регуляторная гильотина?

 В России сложилась непростая ситуация. Госдума в год принимает огромное количество законопроектов, и в то же время продолжают действовать около 26 тысяч нормативно-правовых актов времен СССР, которые уже не актуальны для современного бизнеса. Неисполнение каких-то актов для предпринимателей несет последствия, вплоть до лишения бизнеса.

 

 Чтобы решить эту проблему, Дмитрий Медведев в начале 2019 года инициировал «регуляторную гильотину», чтобы сократить барьеры и контрольно-надзорное давление на разные виды предпринимательской деятельности. 

 

 Как рассказал Георгий Мохов – вице-президент Общенационального Союза Индустрии Гостеприимства, омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере туризма в г. Москве, уже созданы при Правительстве РФ порядка 40 рабочих групп по каждому виду деятельности, в которые входят представители крупных общественных организаций и отраслевых союзов, а также представители бизнеса. 

 

 Первое заседание рабочей группы в сфере туризма назначено на 28 ноября 2019 года. А пока собирают мнения по проекту Постановления, готовят обоснование мероприятий, оценку устаревших норм. Необходимо пересмотреть порядок контрольно-надзорной деятельности, установления  избыточных регулирующих норм, привести требования различных ведомств к общей системе взаимоотношений. 

 

 Под механизм «регуляторной гильотины» попадают все нормативы, содержащие обязательные требования и надзорные функции, независимо от оценки их подробного содержания. Если норматив регулирует вид деятельности и устанавливает требования для представителей индустрии, он входит в список документов, подлежащих отмене. Правда большинство нормативов с юридической точки зрения базовые, поэтому их будут актуализировать, приводить в соответствие с новыми положениями о контроле и надзоре, а ликвидируют действительно устаревшие нормы, которые мешают развитию бизнеса.

 

 По проекту постановления Правительства РФ изменения вступят в силу с 1 января 2021 года. До этого момента в течение 2020 года будут создаваться замещающие нормы, которые сделают механизм контроля, надзора и регулирования туристической деятельности более современным и прозрачным. 

 

На смену правилам реализации турпродукта придут другие. Если поменяется терминология или появится новая схема взаимодействия туроператора/турагента с опорой на электронную путевку, эти изменения лучше заранее подготовить, чтобы они вошли в основу нового норматива. Одна из задач реформы ––  создание нормативов, которые будут учитывать перспективу развития рынка и не требуют постоянного внесения поправок, как происходит сейчас.

 

 Подобных масштабных изменений не происходило в России с конца 90-х годов. Хотя понятие «регуляторная гильотина» не нова: его придумали в международной консалтинговой компании Jacobs, Cordova & Associates. А сам инструмент применяли в Хорватии, Великобритании, Мексике, Вьетнаме и других странах мира. 

 

 Пока неизвестно, как изменения повлияют на развитие российского бизнеса и как они будут реализованы. Ситуация видится, как отмена устаревших нормативов и замена их более современными.