Назад

Эксперты туротрасли предлагают создать образовательный консорциум для подготовки кадров в туризме

Создание консорциума профильных вузов, разработка стандартов аттестации и переаттестации персонала в туриндустрии, совершенствование образовательных программ, обучение педагогов и представителей власти, актуализация учебно-методических материалов для подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства. Эти и другие предложения были выдвинуты экспертами Общенационального Союза Индустрии Гостеприимства (ОСИГ) на совещании подгруппы «Развитие инфраструктуры в сфере туризма и формирование индустрии гостеприимства» рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Туризм, физическая культура и спорт». Руководителем подгруппы является президент ОСИГ, генеральный директор курорта Mriya Resort & Spa Грант Бабасян. Главной темой совещания подгруппы стали вопросы, связанные с кадровым обеспечением и образованием в сфере туризма.

«На экспертах подгруппы лежит большая ответственность в области подготовки ряда предложений, часть из которых в дальнейшем будет принята Госсоветом РФ и ляжет в основу поручений от имени Президента России в отношении развития внутреннего и въездного туризма в стране. В течение ближайших двух недель члены подгруппы сформируют пакет инициатив в части кадрового обеспечения, а также развития туристской инфраструктуры, детского туризма, совершенствования законодательной базы туротрасли и представят их Госсовету РФ для рассмотрения и детальной проработки», - прокомментировал Грант Бабасян.

В ходе совещания советник президента ОСИГ Андрей Кулик рассказал о работе Координационного совета при названной группе, а также озвучил ряд предложений в области кадровой работы в туриндустрии. «В рамках деятельности Координационного совета сформирован блок решений, касающихся качества подготовки и образования кадров в туротрасли, которые в числе прочих вошли в Стратегию развития туризма до 2035 года. Они затрагивают создание концепции кадрового обеспечения туризма в форме непрерывного образования персонала, задействованного в отрасли, актуализации справочника профессий индустрии гостеприимства и унификации их названий, разработки методологии мониторинга и прогноза кадровой потребности в туризме. Целесообразно вынести эти предложения для обсуждения в Госсовете РФ. Помимо этого, требуется разработка стандартов оценки квалификации, аттестации и переаттестации кадров в туротрасли, развитие системы допобразования», - сообщил спикер.

Он также отметил необходимость организации профильного обучения представителей педагогического сообщества в туриндустрии в соответствии с современными требованиями и тенденциями развития рынка, что, по мнению эксперта, позволит заложить основы качественного образования кадров и, как следствие, обеспечить повышение общего уровня обслуживания потребителей туристских услуг в стране.

С Андреем Куликом согласились другие члены совещания. В частности, вице-президент, исполнительный директор ОСИГ Алексей Волков, выступивший в роли модератора заседания, заявил: «Без грамотного подхода к образованию и подготовке кадров турсферы невозможно добиться желаемой динамики развития этой отрасли. Поэтому сегодня особую важность обретает вопрос о том, с кем развивать туризм. Нужно добиться того, чтобы все, кто так или иначе задействован в индустрии гостеприимства — турсообщество, органы власти разных уровней, специализированные образовательные учреждения и другие структуры — разговаривали «на одном языке» и пользовались единым понятийным аппаратом. Это означает, что обучать нужно всех участников процесса подготовки кадров для отрасли».

Аналогичную позицию озвучила и руководитель Агентства по туризму и молодёжной политике Пермского края Юлия Ветошкина, которая обратила внимание на то, что в силу нехватки компетенций и структурных позиций в региональных и муниципальных органах управления данные ведомства зачастую не способны грамотно выстраивать работу по развитию туризма в субъектах.

Заместитель председателя Комитета по туризму города Москвы Татьяна Шаршавицкая затронула вопрос о необходимости появления у специалистов в туризме новых компетенций, созвучных с вызовами и изменениями рынка, и поделилась профессиональным опытом в этом направлении. По её мнению, актуальный набор навыков сотрудников туриндустрии должен обязательно включать в себя особые поведенческие сценарии и соблюдение требований эпидемиологической безопасности. Как считает эксперт, важно формировать и межрегиональные коллаборации в части повышения квалификации кадров: «Комитет по туризму города Москвы заинтересован не только в том, чтобы обеспечивать достойное качество обслуживания туристов со стороны столичных гидов-экскурсоводов, гидов-переводчиков и других сотрудников туротрасли, но и гарантировать москвичам соответствующий подход от наших коллег и органов власти в регионах. Комитетом уже проводятся обучающие страт-сессии в субъектах, направленные на то, чтобы путешественники из Москвы получали качественные туруслуги в рамках межрегиональных поездок, создаются совместные турпродукты, как, например, платформа Moscow Travel Hub».

Кроме того, от имени Комитета по туризму города Москвы Татьяна Шаршавицкая выразила готовность представить региональным партнерам наработанные практики в сфере запуска и развития образовательно-туристического проекта для школьников «Город открытий» для его дальнейшего масштабирования в регионах.

Также в ходе совещания были озвучены пути решения проблем в системе образования кадров туриндустрии. О них в своём выступлении рассказала председатель Комитета по кадровому обеспечению и профессиональному образованию ОСИГ, генеральный директор Travel Business School, менеджер компетенции WorldSkills «Туроператорская деятельность» Анна Гуринчук. «Учебно-методические материалы в нынешней системе образования сотрудников турсферы в большинстве своём очень устарели и не соответствуют духу времени. Это приводит к тому, что нужно переучивать и самих педагогов, так как они оперируют неактуальными данными, но при этом отвечают за качество образования будущих кадров туротрасли. Нужно разработать новые учебные программы и обучающую литературу, комплектовать ими профильные образовательные учреждения. Также важно обеспечить возможность получить образование дистанционно в онлайн-формате», - заявила эксперт.

Анна Гуринчук также выразила мнение о том, что образование турперсонала должно стать практикоориентированным, направленным в ходе обучения на решение реальных кейсов, с которыми сталкивается турбизнес. В этой связи эксперт рассказала о практиках ассоциации WorldSkills в области формирования туристской профориентации и специальных навыков среди школьников и студентов вузов на базе осознанного погружения будущих специалистов в суть профессий туриндустрии.

Одной из инициатив в области кадрового обеспечения туризма в России стало предложение ректора Сочинского государственного университета Галины Романовой о создании образовательного консорциума, основанного на базе вузов и других учебных заведений в разных регионах страны. «Опыт подготовки персонала для проведения Олимпийских Игр в Сочи в 2014 году показал, что идея создания единого центра кадрового обеспечения не слишком жизнеспособна и эффективна, поскольку здесь на первый план выходят географический фактор и ограниченная физическая доступность такого центра для тех, кто претендует на обучение. В противовес этому решению уместно сформировать консорциум, который будет включать в себя как минимум по одному вузу в каждом федеральном округе страны. Эти учебные заведения будут работать в рамках единого пакета обучающих программ, но при этом смогут иметь собственную специфику и зоны ответственности. Консорциум объединит педагогов-специалистов из разных сфер, смежных с индустрией гостеприимства», - прокомментировала Галина Романова.

Также эксперт выступила с предложением создать федеральную онлайн-площадку с единой базой данных об образовательных программах и преподавателях, занимающихся подготовкой персонала для туротрасли.

Предложения, озвученные экспертами туротрасли, будут доработаны и вынесены на обсуждение рабочей группы подгруппы Госсовета РФ.

Напомним, что также деятельность, направленная на подготовку и переподготовку кадров в сфере туризма, разработку программ основного и дополнительного профессионального обучения, развитие образовательных модулей и их интеграцию в субъектах ведется в рамках Комитета по кадровому обеспечению и профессиональному образованию ОСИГ.