Назад

Такси и туравтобусы: как высадить пассажира в столице и не получить штраф?

На площадке Общественной палаты РФ 19 февраля состоялись общественные обсуждения норм остановки (парковки) в центре Москвы.

Открывая встречу, председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов напомнил, что около семи лет в Москве действуют правила платной парковки и остановки в центре города. Зона действия законодательства постоянно расширяется, появляются новые улицы и территории, где запрещается остановка дольше 10 секунд или стоянка дольше пяти минут, стоимость парковки также постоянно растет.

По мнению общественника, само регулирование парковочного пространства несет положительный экономический эффект, позволяет сбалансировать поток автомобилей в центре столицы. Максимов отметил, что социологические исследования показывают изменение отношения горожан к запретительным мерам в позитивную сторону.

«Однако некоторые аспекты вызывают неоднозначное отношение к ним со стороны общественности, в частности, предельное время парковки без оплаты: до конца 2018 это было 15 минут, сегодня это пять минут, — говорит он. — Для многих это не проблема, но социально уязвимые категории граждан от этого страдают. Примером могут служить ситуации, когда внук подвозит бабушку до поликлиники и ему необходимо помочь высадить и довести ее входа в медучреждение; инвалиды с ограничениями по здоровью, использующие социальное такси, а также родители с маленькими детьми. Другой момент, что рядом с социальными учреждениями должны быть указатели, разрешающие остановку бесплатно, но выборочная проверка показала, что в реальности таких знаков нет. Также встает вопрос об остановке такси и туристических автобусов для посадки или высадки пассажиров в ограниченный промежуток времени».

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина согласна с тем, что некоторые действующие нормы чрезмерно ограничивают свободу и снижают комфортность пребывания в столице москвичей и гостей города.

«Мы не один год поднимаем эту проблему, но с каждым годом она становится все острее. Даже парковка у Общественной палаты вызывает трудности, раньше час стоил 60 рублей, сейчас — 380. При поездках в центре нет альтернативы для пассажиров такси или автовладельцев. С одной стороны, мы пропагандируем доступность города, а по факту таксист либо не может высадить, либо делает это очень далеко. Отсюда возникает напряженность в обществе и страдает малый бизнес (магазины, кафе и др.)», — рассказала общественница. Она добавила, что есть предложение разрешить экскурсионным автобусам ездить по специально выделенным полосам и иметь возможность останавливаться рядом с достопримечательностями.

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин, в свою очередь, считает, что штрафы за парковку, создание платных парковочных мест не только в центре, но на окраине города — все это приводит к отказу людей приобретать автомобили и навязыванию определенных взглядов.

«В нашу комиссию поступают сообщения, которые отражают отношение москвичей к тому, что происходит в Москве — это резкие ужесточения условий жизни. Одна из форм ужесточения — это система дополнительных поборов, которая связана с платными остановками, парковками и т. д. Москвичей лишили права распоряжаться своей территорией. Это вызывает раздражение, а затем возмущение, тем самым формируется негативная среда», — говорит член ОП РФ.

Вице-президент, исполнительный директор Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков отметил, что обсуждаемые вопросы напрямую связаны с развитием внутреннего туризма и требуют пристального внимания со стороны властей.

«Мы все озабочены ситуацией, связанной с ограниченным временем остановки для посадки и высадки пассажиров как для туристического транспорта и такси, так и в целом для транспорта москвичей и гостей города. Мы считаем, что необходимо создавать отдельные условия для движения туристических автобусов и такси, увеличить количество мест для стоянки в центре города, разрешить подъезд к гостиницам. Данные инструменты эффективны, и решение надо принимать в самое ближайшее время, так как с момента ввода платных парковок ситуация почти не решается. Мы как организация, которая консолидирует мнение гражданского сообщества на межотраслевом уровне, считаем необходимым вынести эти вопросы на более высокий уровень и обсуждать инициативы с участием общественности и власти», — заявил Алексей Волков.

 Вице-президент Российского союза туридустрии Ольга Санаева считает, что столица является недружелюбной для передвижения и перемещения туристов. Она согласна с нем, что туравтобусам необходимо разрешить использовать выделенные полосы для общественного транспорта, а также остановки муниципального транспорта. 

Директор Объединения автопассажирских перевозок Татьяна Ракулова рассказала, что ранее создавался реестр туристических автобусов города Москвы, чтобы они могли пользоваться преференциями, но эта инициатива не была реализована московскими властями. И дополнительных разрешений туристический транспорт не получил. Особенно это важно для школьных экскурсий: необходимо создавать условия для развития детских перевозок, отмечает Ракулова.

Особое внимание участники уделили вопросу увеличения мест для парковки туристических автобусов во время посещения гостями столицы достопримечательностей столицы. Кроме того, большой вопрос касается транспортных узлов (вокзалов, аэропортов). Подъехать к ним трудно. Это оставляет негативное впечатление у туристов при посещении Москвы.

Подводя итоги встречи, участники договорились создать рабочую группу, члены которой подготовят свои предложения по различным направлениям — от транспортной доступности до развития сферы гостеприимства. Все собранные рекомендации войдут в итоговую резолюцию ОП РФ и будут направлены в органы исполнительной и законодательной власти.