Назад

Представители Общенационального Союза Индустрии Гостеприимства (ОСИГ) выступили в рамках межрегионального форума «Дни ритейла в Приморье»

Во Владивостоке в период с 25 по 26 сентября прошел межрегиональный форум «Дни ритейла в Приморье». В программе заявлено более 20 сессий. Не остались без внимания темы маркетинга, малоформатной торговли, HoReCa и туризма, т.е. того, что влияет на привлекательность региона в глазах приезжих гостей.

Региональный представитель ОСИГ в Приморском крае Дарья Гусева и Амбассадор ОСИГ в Приморском крае Дмитрий Павлов приняли участие в сессии «Туристический ритейл. Роль местных традиций и региональных продуктов в экономике впечатлений».

Идейным вдохновителем и организатором сессии выступила Елена Порман, руководитель секции по развитию сельского, аграрного и эногастрономического туризма Экспертного совета Комитета Госдумы по тризму и развитию туристической инфраструктуры. 

Спикерами сессии также стали министр промышленности и торговли Приморского края Сергей Калитин; руководитель агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский; генеральный директор Центра «Мой бизнес» Приморского края Андрей Шевченко и заместитель директора по развитию Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева Александра Осипова.

В рамках сессии были затронуты следующие важные темы:

Туристический потенциал, путешествия и ритейл: как конвертировать качество места в доходы бюджета значение местных брендов в индустрии гостеприимства; роль культурного наследия и локальных культурных брендов в продвижении территории и туризма; культурный код, как основа дизайна в туризме и продуктовых решениях для туристического ритейла; шопинг на объектах туризма и его привлекательность для туриста, бизнеса и региона.

По словам организатора сессии Елены Порман продажи местных товаров и сопутствующей продукции на объектах туризма способствуют устойчивому обороту и экономической эффективности объекта, увеличению пополнения бюджета региона за счет туризма. При этом, продажа местных традиционных товаров и продуктов позволяет укрепить идентичность и продвигать местное культурное наследие в туристическом канале.

В дополнение к изложенному, Елена Порман отметила, что организация продаж и привлечение местных мастеров и фермеров в качестве поставщиков продукции может способствовать развитию малого бизнеса, а также устойчивого канала сбыта для наиболее качественных товаров.

Туристический ритейл, или розничные продажи промышленных и продовольственных товаров на объектах туризма, является важным звеном экономики впечатлений, обеспечивая, с одной стороны, экономическую привлекательность и устойчивость сферы туризма для местного бизнеса, и, с другой стороны, дает туристу возможность получить больше незабываемых впечатлений о регионе, в том числе в виде местной продукции, отражающей традиции и наследие региона.

Эксперты сессии обсудили разные направления, поделились своими впечатлениями, накопленным опытом. Ведь начиная с конца 20 века происходит процесс изменений и, как говорят, «экономика ежовых рукавиц» сменяется «экономикой прихоти» или «экономикой впечатлений». Сервис становится определяющим фактором в поведении потребителей и их выбора, а в туризме это прослеживается особенно ярко. Во время путешествия желание туриста получать позитивные эмоции и яркие впечатления диктует спрос на те или иные туристические услуги и предложения. Но привлечь внимание гостя – это только верхушка «айсберга».  Главная задача – удержать внимание туриста, насытить его новыми впечатлениями и создать условия для повторного приезда. Каким образом можно это сделать и через какие механизмы?

Как отметил участвующий в сессии министр промышленности и торговли Приморского края Сергей Калитин транспортная инфраструктура играет значительную роль в развитии регионального туризма, в общем, и впечатлениях туристов, в частности. Речь о технических съездах и придорожных местах отдыха. Проблема в том, что обслуживать такие «места отдыха» некому, бизнесу это невыгодно – для ближайшего населенного пункта не один десяток километров. А если хочется комфортные условия, то пусть бизнес озаботится техническими съездами на трассу. Правда, тот факт, что сумма для бизнеса неподъемная – никого особо не волнует. Федеральные нормативы никак не пересекаются с комфортом.

Стоит отметить, что тема автотуризма и караванинга сейчас в тренде, не так давно она обсуждалась на полях VIII Восточного экономического форума. И, учитывая рост внутреннего туризма, это направление может иметь весьма ощутимый мультипликативный эффект.

Руководитель Агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский подчеркнул, что нехватка инфраструктуры – это большая проблема в туристическом ритейле. К нехватке точек с местами отдыха и торговле на трассе спикер добавил недостаточное количество рабочих функциональных фасадов на первых этажах зданий общего пользования. Они «работают» максимум на 20% от своих возможностей. И те, что есть, хоть и связаны с  туризмом, при этом не формируют культуру, в которой туристический поток является выгодоприносящим явлением для розничной торговли.

«Про придорожный сервис. На следующий год мы планируем обустроить несколько таких точек. Первая из них появится в конце Университетского проспекта на острове Русский. И это конкретный кейс туристического притяжения. Огромный турпоток, который идет на мысы Тобизина и Вятлина,  нуждается в появлении такой точки. И хотя проект бюджетирован, без бизнеса мы не справимся», – отметил Арсений Крепский.

Но вернемся к гостям Приморья. В этом году край намеревается принять около 3,5 миллионов гостей, в следующем планка переместиться на уровень в 4 миллиона. Туркомпании и представители сферы гостеприимства отмечают в этом году рост числа гостей из западных регионов страны. Однако, по-прежнему, для жителей западной части России очень актуален вопрос: ради чего стоит лететь 9 часов на восток? Ведь о туризме на Дальнем Востоке пока публикуется достаточно мало информации.

Хотя, как отмечают эксперты, сейчас у Приморского края достаточно хорошо налажен процесс  продвижения впечатлений через гастрономию.

«У нас отлично развита гастрономическая «событийка». Продвижение Приморского края активно идет через кухню и мы фиксируем огромный запрос на промышленное производство продуктов питания, которые могут быть заявлены, как гастрономический сувенир региона. Тем более, что кроме морепродуктов и кондитерской продукции, в регионе присутствуют и другие товары. Сейчас самое недовостребованное – это то, что генерит наша тайга», – добавил Крепский.

Он так же добавил, что приморцы должны научиться ценить то, чем владеют, и стараться доносить свою уникальность до европейской части страны. А пока получается, что для нас это все давно привычно, глаз замылился, и мы воспринимаем то, что у жителей запада часто вызывает эффект «вау!», как обыденность.

«Не может быть успешным ритейл для туризма, если он не пользуется спросом и популярностью у местных жителей. Это в принципе основа туристического продукта: комфортная городская среда, удобная логистика, гастрономия», резюмировал Арсений Крепский.

Тему гастрономии в разных ее проявлениях – от сувениров до событийки продолжил директор Центра «Мой Бизнес» Андрей Шевченко. О проекте Центра «Сделано в Приморье» с сезонным подходом и сезонной тематикой наслышаны многие. Спикер отметил, что торговые ярмарки влияют не только на покупательский спрос, но и вносят свою изюминку в туристическую составляющую. В планах Центра вместе с ТИЦ Приморья развивать площадку на пляже «Юбилейный», создавать условия в центре города для захода МСБ. Одним из таких проектов, призванных оказать влияние на покупательский спрос, станет «Киберателье» в рамках креативной индустрии. Кстати, не стоит думать, что зарубежным туристам не интересен местный пошив и что они делают ставку только на бренды. Опыт показывает, что изделия от местных умельцев их интересуют и даже очень. Особенно, когда такие изделия идут в ногу с модой, сделаны из качественной ткани и отражают местную аутентичность.

Следующим взял слово региональный Амбассадор ОСИГ Дмитрий Павлов, так же являющийся основателем единственного в мире Музея Трепанга: «За шесть лет наш «Музей Трепанга» посетили более 700 тысяч человек из 26 стран мира и 69 регионов России. Но продвигать край необходимо не только в других регионов, но и для самих же приморцев. Нередко случаются ситуации, когда местные абсолютно не владеют информацией ни в отношении логистики, ни в отношении объектов посещения. Наше кредо в работе: дать гостю то, что он хочет и немного больше – заботу, качество, сервис».

И если в гастрономии трепанг продвигают, как съедобный морепродукт, то у Дмитрия Павлова – это музей, квест для детей, настоящий ликбез для взрослых, забота о здоровье и широкая сувенирная линейка.

«Раньше я даже расстраивался, когда при упоминании трепанга у меня спрашивали: «А это что?». Теперь я спокойно к этому отношусь. Думаю, не знаете – и хорошо. Сейчас расскажу про трепанга, и сразу будет вау-эффект! Подобное видел на Улице Дальнего Востока в павильоне Приморья, где компании приставляли свою продукцию. И, если в прошлом году на стенде работали 8 компаний, то в этот раз их было уже 20. Продукция, реально, была крутая. И надо было видеть, с какой гордостью представляли этот потенциал Приморья своим коллегам наши министры и губернатор», – поделился с участниками сессии своими размышлениями Дмитрий.

С идей и планов развития туризма в регионе начала свое выступление и заместитель директора по развитию Музея-заповедника истории Дальнего Востока им. Арсеньева Александра Осипова. Сегодня многие музеи уже давно вышли за формат монотонных экскурсий и строгих бабушек в экспозиционных залах. Владивостокский музей идет тем же путем, предлагая гостям, порой, намного больше, чем привычные музейные мероприятия. Впереди создание уникального музея-заповедника «Владивостокская крепость» — это оформление объектов крепости, наведение порядка на прилегающих территориях, интеграция объектов в жизнь города. Кстати, примером такой интеграции могут стать музыкальные мероприятия – «Музыкальный пикник», федеральный музыкальный фестиваль «Владивостокская крепость», где соединились история, культура, настроение и природа.

Рост посетителей музея ежегодный: в 2021 году было 119,5 тысяч человек,  в 2022 – 168,6 тысяч, а в 2023 году музей планирует дойти до отметки в 200 тысяч человек. Свою роль в этом играют, например, музейный магазин, где выставлена керамика, сумки-шопперы пошитые из баннеров бывших мероприятий и разнообразный брендированный текстиль. Каждая выставка в стенах музея – это дополнительная тематическая продукция.

Модератор сессии – региональный представитель ОСИГ Дарья Гусева, подвоя итоги подчеркнула, что в Приморском крае есть взаимодействие представителей культурного наследия и всех секторов экономики региона. Укрепление малого бизнеса может позволить расширить ассортимент предлагаемых услуг и товаров, что в свою очередь может позитивно влиять на регион и его развитие в дальнейшем. Расширение связей объектов культуры и торговли даст новые возможности для привлечения туристов, как ранее путешествующих по Приморью, так и новых.

Впечатления есть, турист ими наполнен. А что дальше? Является ли экономика впечатлений своего рода «вершиной экономической эволюции» или нас ждет какая-то новая «экономика»? Считается, что следующим шагом станет «экономика трансформаций», когда потребитель товара или услуги становится лучше после того, как воспользовался туристическим ритейлом (товаром или услугой).

Но при этом стоит помнить, что Владивосток является местом, где объединены абсолютно разные, уникальные культуры. Именно поэтому важно сохранять региональную аутентичность, но в тоже время способствовать и дать возможность грамотному развитию, а также сохранению и поддержанию традиций региона.

Автор текста: Ольга Кускова, prim-travel.ru