Уже сейчас экспертами разрабатывается программа по предельно быстрому посткризисному восстановлению отрасли. По информации Федерального агентства по туризму, на сегодняшний день уже разрабатывается программа, направленная на восстановление туристической индустрии после нормализации ситуации, обсуждаются вопросы стимулирования внутреннего и въездного туризма. При этом важнейшими задачами остаются защита конечного потребителя и соблюдение интересов турбизнеса в соответствии с нормами действующего законодательства.
Вместе с тем, на федеральном и региональном уровнях принимаются всё новые меры поддержки предпринимателей в период пандемии. Но что представителям индустрии гостеприимства нужно будет сделать после пандемии в первую очередь? Об этом мы спросили экспертов туристической отрасли.
«Пандемия изменит подход к обслуживанию»
Некоторые специалисты не склонны полагать, что пандемия как-то в корне изменит принцип работы туротрасли. Но вот что она действительно изменит, так это подход к сервису. Средствам размещения придётся потрудиться, чтобы обслуживание было действительно на высоте и смогло привлечь (а затем и удержать) первых гостей – заявила исполнительный директор Альянса туристических агентств (АТА) Наталья Осипова.
«В первую очередь мы начнём работать с нашими курортами, работать на внутренний туризм, и этим летом люди будут предпочитать отдыхать дома. Вообще эта ситуация с пандемией показала нам, что необходимо развивать собственные курорты, строить объекты размещения – особенно на Черноморском побережье. Больше времени будет уделяться санитарному обслуживанию пляжей, а также кафе, столовых, ресторанов в курортной зоне», – рассказала Наталья Осипова.
Обеспечить максимальную безопасность для здоровья
Первое время после восстановления ситуации особенно остро будет стоять вопрос санитарной безопасности, поэтому всем отелям, санаториям и прочим нужно будет провести работу в этом направлении, убеждён вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР), генеральный директор национального туроператора «Алеан» Илья Уманский.
«Сейчас всех приучают, что надо соблюдать социальное дистанцирование, держаться подальше от больших скоплений людей. Представьте, если в ресторане возле шведского стола будет толкучка, то люди, едва прошедшие карантинные испытания, почувствуют сильный дискомфорт. Поэтому отельерам надо подумать на опережение, как модернизировать свой сервис, чтобы не создавать такие ситуации. Однозначно нужно подумать над ликвидацией любых форм очередей, озаботиться вопросами дополнительной гигиены», – подчеркнул Илья Уманский.
В свою очередь директор компании «Туроператор СНП-КРЫМ», экскурсовод I категории Иван Коваленко высказал предположение, что масочный режим, который уже давно действует в азиатских странах, войдёт и в нашу культуру.
«Да, туризм уже не будет прежним, но есть вероятность, что наши люди выработают привычку дистанцироваться от больших скоплений людей и носить маски в многолюдных местах – в аэропорту, на больших экскурсионных объектах и т.д. Ведь, например, жители Китая, Вьетнама, Таиланда уже много лет придерживаются масочного режима, к чему российские туристы всегда относились довольно скептически», – рассказал Иван Коваленко.
А заместитель председателя Общественного совета Ростуризма 2016-2018 годов, член международной ассоциации юристов и адвокатов в туризме IFTTA Дмитрий Давыденко не исключил, что по опыту европейских стран от российских отелей и ресторанов также будут требовать так называемые сертификаты чистоты, свидетельствующие, что данный объект соответствует гигиеническим стандартам.
«Конечно, туристы будут интересоваться дополнительными мерами безопасности. Туробъектам нужно будет предпринимать определённые меры, среди которых – и нанесение дистанционных линий в местах общего пользования, и обязательное медицинское обследование персонала. Наверное, имеет смысл держать в штате риск-менеджера, который как раз и будет просчитывать наперёд все угрозы. А ещё многое зависит от того, сколько продлится эта ситуация. Если курорты Крыма, Краснодарского края откроются в июне-июле, то, я думаю, никакие глобальные перемены туротрасли не коснутся», – высказал мнение Дмитрий Давыденко.
По мнению директора туроператорской компании «Тур Этно» Андрея Пылова, именно на безопасности, на соблюдении всех санитарных требований Роспотребнадзора будут делать акцент представители туриндустрии при создании рекламных кампаний.
«Если Крым сумеет зарекомендовать себя как более безопасный регион по отношению к другим регионам – значит, люди поедут, сработает отложенный спрос. В любом случае народ захочет сменить обстановку. Поэтому как только нормализуется экономическая ситуация – потребность в путешествиях, в новых впечатлениях будет реализовываться», – отметил Андрей Пылов.
Говоря о безопасности, почётный президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько обратил внимание на то, что в приоритете должны быть не только соблюдение санитарных норм, но и качество медицинского обслуживания, вопросы страхования.
«Можно предположить, что именно уровень развития медицины и качество медицинского обслуживания станет важным фактором конкуренции на мировом туристическом рынке. Причём во всех отношениях: начиная с медцентров в самих объектах размещения и заканчивая скорой помощью, амбулаторно-поликлиническими службами, стационарами. Может, это быстро и не проявится, но турист будет учитывать такой фактор при планировании отдыха. Ну, и, конечно, его будут активно интересовать страховые продукты», – сказал Сергей Шпилько.
Сделать акцент на приватном обслуживании
Усилится спрос на приватность, на смену сборным экскурсионным группам будут всё больше приходить семейные, «дружеские», корпоративные, что, впрочем, не означает полного отказа от классического группового обслуживания в самых разных сегментах – от трансфера в отели до экскурсий и круизов, продолжает почётный президент РСТ.
«Люди хотят путешествовать с теми, кто им близок, хотят сами выбирать себе компанию. Это важнейший тренд, который я бы проиллюстрировал следующим примером: сам хорошо помню время, когда считалось вполне нормальным и общепринятым, если ты приезжал в санаторий, допустим, на 21 день, где всё это время жил в одном номере с одним или даже двумя незнакомыми отдыхающими. Сейчас предложи этим же людям пожить хоть один день с незнакомым человеком – легко представить их реакцию. Конечно, это не значит, что пользоваться спросом будут только какие-то уединённые виллы или бунгало, но столь серьёзные факторы, как приватность, запрос на индивидуальный сервис, нужно будет учитывать», – уверен Сергей Шпилько.
С тем, что туристы будут отдавать предпочтение индивидуальному отдыху, согласен и Иван Коваленко.
«Многие приезжие в ближайшие годы не захотят находиться в окружении больших масс людей. Возможно, будут особенно востребованы мини-отели. Люди будут выбирать индивидуальное обслуживание, индивидуальные экскурсии. Мало кто захочет путешествовать в больших автобусах на 40 человек, и если человеку позволит его финансовое состояние, он будет заказывать услуги частных гидов, обращаться в туроператорские компании для просчёта каких-то индивидуальных туров – либо на семью, либо на группу друзей», – предположил экскурсовод.
Использовать маркетинг и динамическое ценообразование
«Чтобы переориентировать российских туристов на внутренние направления, нужно активно запускать рекламу наших регионов, – продолжает директор «Туроператора СНП-КРЫМ» Иван Коваленко. – Я сам сталкивался с людьми, которые ни разу не отдыхали в Крыму, выбирая зарубежные курорты. Но теперь ситуация поменялась, и они готовы ехать к нам, хотя ничего о Крыме не знают. И вот как раз для такого сегмента необходимо создавать рекламную кампанию, продвижение, чтобы активно о нашем полуострове рассказывать. Впрочем, Минкурортов Республики с этой задачей хорошо справляется».
Иван Коваленко добавил, что наверняка скажется психологический защитный фактор – не ехать туда, где совсем недавно были серьёзные очаги коронавирусной инфекции. А значит, переориентация потоков туристов, которые раньше отдыхали за рубежом, произойдёт в сторону южных курортов России. Главное, акцентирует специалист, чтобы наша страна поскорее вышла из этой проблемы.
Обратить особое внимание на маркетинг и продвижение предлагает и вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Алексей Волков.
«Единицы российских гостиниц грамотно себя продвигают. Сайты многих не обновляются. Нужно использовать все площадки, все агрегаторы для продвижения туристского продукта. Так, для продвижения въездного туризма ОСИГ запустил сайт виртуальных экскурсий по России. Сейчас на сайте размещено более 800 ссылок на туры по городам и музеям страны, и он будет постоянно дополняться. Это и 3D-экскурсии, и панорамные видео, и видео-зарисовки о городах, и большие программы. Карантин закончится, а идеи для путешествий останутся», – заявил Алексей Волков.
Не менее важный момент – динамическое ценообразование, которое необходимо ввести всем отелям и туроператорам.
«Только процентов 10 топовых гостиниц используют динамическое ценообразование, остальные – лишь 2 раза в год, летом и осенью. Нужно предлагать акции, при этом акции должны идти постоянно. Кроме того, вынужденную передышку необходимо использовать для обучения персонала. Создать регламенты обслуживания и в целом уже сегодня активно готовиться к периоду, когда ограничения из-за пандемии будут сняты», – настаивает вице-президент ОСИГ.
Формировать новые маршруты и учитывать тенденции
По словам Алексея Волкова, также следует формировать новые маршруты – и делать это как классическими средствами, так и нестандартными.
«Это могут быть новые межрегиональные маршруты. Например, как уже существующий проект «Золотое кольцо Боспорского царства». Также это могут быть винные туры, маршруты, связанные с гастрономией, кинотуризмом, активные маршруты выходного дня для всей семьи, патриотические экскурсии», – перечислил вице-президент ОСИГ.
А каких тенденций стоит ждать? Почётный президент РСТ Сергей Шпилько убеждён, что динамичнее всего будет развиваться тенденция экологизации, то есть внедрение идей сохранения природы, бережного к ней отношения.
«Тенденции экологизации будут прослеживаться во всём – начиная с меню и заканчивая программами пребывания, повысится спрос на природу. Также будет востребовано всё, что касается здорового образа жизни. И здесь вопрос не столько в пандемии, сколько в формировании нового мировоззрения и нового формата потребительского поведения», –подытожил эксперт.
Как сообщалось, в соответствии с Указом главы Республики от 27 марта 2020 года № 77-У и на основании поручения Правительства РФ, бронирование мест, приём и размещение граждан в пансионатах, домах отдыха, санаторно-курортных организациях, круглогодичных оздоровительных детских лагерях, гостиницах и других объектах размещения временно приостанавливается с 28 марта по 1 июня 2020 года. Исключение составляют лица, находящиеся в служебных командировках или служебных поездках.
Кроме того, закрыты для посетителей и развлекательные объекты, музеи, дворцы, рестораны и кафе. Обязательный режим двухнедельной самоизоляции введён для всех въезжающих на полуостров. При этом глава Крыма Сергей Аксёнов обратился к россиянам с просьбой воздержаться от поездок на полуостров на время действия ограничительных мер.