Назад

Национальной индустрии гостеприимства есть что показать

Отечественная индустрия гостеприимства сформировалась не сегодня. Но впервые сделана попытка объединить довольно разные категории бизнеса в едином центре, протестировать их умения и навыки и помочь реализоваться наиболее интересным проектам. С этой целью с 11 по 13 февраля в Сочи проводится первый всероссийский конкурс «Мастера гостеприимства». Организатором выступает АНО «Россия – страна возможностей», соорганизатор – Общенациональный союз индустрии гостеприимства. Подробнее о том, какова национальная индустрия, как можно дальше развивать внутренний туризм и что для этого сделано уже сейчас, «ФедералПресс» рассказал вице-президент, исполнительный директор Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков.

Как конкурс «Мастера гостеприимства» может улучшить индустрию отечественного гостеприимства?

— Точное определение индустрии гостеприимства на сегодняшний день никто так и не дал. Мы думаем, что туда входит больше ста сфер, кто-то называет другие цифры. Этот конкурс направлен на то, чтобы задать новый вектор индустрии гостеприимства, то, как можно влиять на туризм, увеличивать продажи, участвовать в федеральных программах. Конкурс дает возможность повысить престиж профессии индустрии гостеприимства. Сегодня люди в целом мало знают о России. Мы конкурс делали специально, чтобы формировать кадровый резерв для этой сферы, повышать узнаваемость страны.

Какие наиболее яркие проекты, участников вы бы выделили?

— В общем, все проекты про туризм. И люди точно понимают свое место в проекте. Много идей связано с подготовкой кадров. Действительно, это большая проблема в стране – нехватка кадров и компетенций. Много ребят подготовили обучающие курсы. Кто-то взглянул на индустрию гостеприимства с другой стороны. Как переделать железнодорожный вагон, сделать его интересным, чтобы там можно было с пользой проводить время? Люди пытаются преобразить то, что есть на поверхности. Мы получаем другой взгляд на привычные вещи.

Есть идеи, связанные с доступностью транспорта, популяризацией своих регионов. Много предложений в области цифровизации. Например, мобильные приложения, которые связаны с образованием, продвижением региона и страны. Главное, у всех есть желание что-то сдвинуть с места и идти вперед. Мы как раз таких мастеров гостеприимства здесь и ищем. Думаю, даже те, кто не победил, пойдут дальше реализовывать свои проекты.

Бытует мнение, что качество услуг в туриндустрии в России ниже, а цены выше, чем на популярных зарубежных курортах. Однако в последние годы ситуация меняется. Расскажите, пожалуйста, чего удалось достичь?

— Удалось сформировать сеть туристическо-информационных центров. Это некие точки доступа на уровне коммуникации государства, бизнеса и граждан, с помощью которых люди узнают, куда поехать и что посетить. Думаю, что мобильные приложения и различные гаджеты позволяют сегодня больше узнать о России.

Активно развивается событийный туризм. Появились интересные фестивали, праздники как фактор притяжения в другой регион, в том числе, вне сезона.

Появилось большое число людей, которые хотят менять других – обучать, поддерживать. Тут надо подключать государство.

Промышленный туризм начал шагать по стране. Это и дулевский фарфор, и Покровский пряник, и завод Калашникова, и «Автоваз». Они одни из лидеров по промышленному туризму со своими пряниками, самоварами, Тульским Токаревым (пистолет марки ТТ) и т.д. Тут мы преуспели. Пока есть сложность с «упаковкой», продвижением своих идей. Это, как правило, дорого и недоступно по разным причинам.

Задача нашего конкурса – обратить внимание на страну, изменить отношение к ней. Немногие знают, например, с чем ассоциируется Тюмень.

Сегодня надо поработать над транспортной доступностью и авиационной мобильностью. Она у нас одна из самых низких в мире в связи с большой территорией. Это развитие аэропортов, лоукостеров, чтобы можно было полететь в любую точку страны без особых затрат. Чтобы показать нашу страну, мы проводим полуфиналы в разных городах, в том числе, в Тюмени, Салехарде, Крыму – совершенно разные места по климатическим зонам, своему наполнению. Думаю, участники конкурса станут проводниками развития туризма в России. Важно детям со школьной скамьи заложить любовь к путешествиям по нашей стране.

Если кавказское гостеприимство славится благодаря своим традициям, можно ли говорить о таком же подходе, например, в средней полосе России?

— Конкуренция в туризме существует всегда. Сегодня Поволжье, Татарстан, Башкирия развивают свои сферы туризма. Северный Кавказ давно стал брендом с точки зрения гостеприимства, но к нему относятся субъективно и с опаской. Надо говорить, что там безопасно. Горнолыжные курорты еще недотягивают до французских, но они есть. Также увеличивает обороты турпоток Крыма. Много для гостеприимства делают Краснодарский край, Москва, Ростов-на-Дону, Псковская и Тульская области.

Активно развивается в регионах эногастрономический туризм (винный гастрономический туризм). Через него можно показывать наш культурный код. Но многое зависит от самих людей, мастеров, которые это гостеприимство создают – руками, головой, командами. Жители Камчатки, Владивостока, Алтая не менее гостеприимны, чем кавказцы. Просто туда далеко лететь. Сегодня практически вся страна занялась туризмом.

Чего не хватает отечественной индустрии гостеприимства?

— Нужно государственное финансирование. Важно также «прокачать» всех, кто занимается туризмом. Все администрации, департаменты должны быть в одном информационном поле, с единым уровнем компетенций.

Необходимо внедрять лучшие практики. Нужно понимать, кто находится в индустрии гостеприимства. Поэтому наш слоган звучит так: «Развивая туризм, развиваем Россию». За этим будущее.

Индустрии гостеприимства не хватает доступности с точки зрения стоимости билетови потраченного времени в пути. Правда, на Камчатку необязательно летать каждый день, но увидеть это стоит. Сравнивать с океаном, морем это вообще нельзя. Есть уникальные курорты мира, но Россия не менее уникальна со своей природой, историей, культурой. При этом мы в десятки раз отстаем по развитому туризму.

Бывает такое. Есть важные исторические, природные маршруты. Но там не хватает туристической индустрии. Я имею в виду не раскрученные направления, а исторические маршруты в древних городах, таких как Смоленск, Курск, Воронеж, город Старая Русса и так далее. Почему? Может быть, нужна господдержка таким направлениям?

— Думаю, это вопрос стратегический. План мероприятий, который подготовил координационный совет при правительстве РФ, закладывает направления развития регионов. Помогут финансирование приоритетных регионов, межрегиональное сотрудничество и совместные проекты. Например, партнером нашего конкурса является Золотое кольцо Боспорского царства. Четыре региона – Краснодарский край, Республика Крым, Севастополь и Ростовская область – объединились для развития туризма. Такие яркие примеры создают будущее туризма в России.

Не хватает еще и компетенций. Есть вещи, которые можно делать без денег. Поэтому мы и другие организации в стране призваны обучить, рассказать, как развивать туризм, дать новые связи и информацию, передать лучшие практики и территории.

Можно ли создавать новые маршруты по примеру Золотого кольца России? И закреплять их на уровне господдержки? Например, Серебряное кольцо России, Малахитовое кольцо где-нибудь на Урале и так далее.

— Региональные финансы ограничены. Вливать в туризм больше, чем есть, регионы не могут. Сделать бренд, сайт – дорого, а деньги есть только на зарплату. Думаю, это вопрос глобальной коммуникации с федеральными и региональными органами исполнительной власти, синхронизация и поиск решений. Большое количество «колец» нам не поможет. Даже проект Золотого кольца России ослабевает с точки зрения продвижения. Хотелось бы, чтобы все это гремело, но внимания недостаточно. Думаю, что будут развиваться и Северное Ожерелье, и Енисейская Сибирь, и Большой Алтай. Я знаю ряд компаний, кто готов работать в Брянске, Воронеже, Курске, Смоленске в области военно-патриотического туризма. Думаю, неважно, как это будет называться, но межрегиональное сотрудничество должно быть.