Назад

В Крыму необходим проект комплексного развития яхтенного туризма – с такой инициативой выступили эксперты ОСИГ

По результатам круглого стола в Ялте, организованного Общенациональным Союзом Индустрии Гостеприимства (ОСИГ), было принято сразу несколько принципиальных решений, которые будут озвучены на VIII Морском бизнес-форуме (6-7 октября 2020). Кроме того, некоторые инициативы будут рассмотрены уже на текущей осенней сессии российского парламента.

Речь идет о развитии яхтенной инфраструктуры: оборудования специализированных гаваней, урегулирования нормативно-правовой базы размещения в них соответствующих судов, снижение налоговой нагрузки и совершенствование системы налогообложения для предприятий, финансирующих развитие яхтенного туризма, улучшение имиджа и маркетинговой политики продвижения портов Крыма и Севастополя. Эти и другие предложения были выдвинуты экспертами в ходе работы круглого стола на тему «Роль яхтенного туризма в развитии индустрии гостеприимства и бизнес-среды Республики Крым и г. Севастополя».

«Мы видели, какой беспрецедентный поток туристов был в Крыму в этом сезоне. Все, кто обычно отдыхали на Сардинии, в Монако и Черногории – в местах скопления яхт, в том числе и российских собственников – в этом сезоне все приехали к нам в Крым. Все было перегружено: отелей вип уровня, яхт, вилл, коттеджей с бассейнами, коммерческой авиации практически не было свободной. В небывалых и непредсказуемых условиях, с учетом пандемии, местные власти, Роспотребнадзор организовали все таким образом, чтобы не было распространения коронавируса непосредственно в сезон. Сейчас мы с вами подошли к следующему этапу: надо пересмотреть отношение к флоту и водным перевозкам, необходимы скоростные перевозки в Черном море, нужна круизная составляющая, не одно старое судно как сейчас. Сегодня стоит задача переформатировать наше отношение к транспортной инфраструктуре портов от грузоперевозок к пассажирским перевозкам» - отметил во вступительном слове вице-президент, исполнительный директор ОСИГ Алексей Волков.

Необходимость «перезагрузки» яхтенной инфраструктуры подтвердил и директор морского агентства Олег Кумкин. Как директор морского агентства, который ежедневно сталкивается в работе с особенностями функционирования системы, он выделил три главные проблемы развития яхтенного туризма в Крыму. Это короткий сезон, в отличие от Турции и других средиземноморских стран, ограниченность существующих мест для размещения яхт и излишняя бюрократия по отношению к профильному бизнесу и яхтсменам. В частности, Кумкин предложил при организации и оборудовании марин (специализированных стоянок для яхт, лодок и маломерных судов) обратить внимание на соседей в Сочи и Анапе, где уже успешно функционируют подобные стоянки. Вместе с тем, по мнению эксперта, повысить привлекательность крымских гаваней поможет и сокращение сроков постановки на учет судов и получения разрешительных документов для осуществления деятельности по перевозке пассажиров, сегодня эта процедура занимает до 4 месяцев.

Представители морского порта в Ялте рассказали об особенностях работы электронной системы базы «Судозаходов в порты РФ». Прежде чем получить разрешение на заход с целью пополнить запасы, например, или стоянку, капитан судна должен оформить для него статус агента. С учетом того, что делать это надо заранее, поскольку подобная регистрация возможна в будние дни и рабочее время, данная процедура занимает долгое время, которого у в запасе яхтсменов может и не быть. В частности, капитан филиала ФГБУ «АМП Чёрного моря» в морском порту города Ялты Борис Фурман обратил внимание на то, с какими сложностями сталкиваются суда при заходе в гавань Ялты: «Когда с этим непосредственно перед вхождением в акваторию порта сталкиваются владельцы или экипаж судна, начинаешь им объяснять пошагово, как и что делать, говоришь, что вам сейчас помогут в оформлении. Они зачастую отказываются и предпочитают продолжить движение, например, до бухты Балаклавы». В связи с этим было решено рассмотреть возможные варианты упрощения регистрационных правил для входа и выхода судов в акватории крымских портов.

В ходе круглого стола была затронута тема снижения налоговой нагрузки для предпринимателей, вкладывающих средства в развитие яхтенного туризма. К примеру, яхтсмен Юрий Мамонтов остановился на проблеме растаможивания плавсредств. Поскольку в России нет промышленного производства яхт, то бизнесмены предпочитают покупать или, что чаще происходит, брать в аренду соответствующее судно. «Ввозная таможенная пошлина может достигать 70% от стоимости яхты – так получилось у моего коллеги, в частности. Я предпочел взять судно в аренду, через два месяца мне позвонили из налоговой с претензией: почему арендный платеж был не безналичным, как обязует закон. Сделать я это не мог по двум причинам: во-первых, у арендодателя нет расчетного счета, им так удобнее работать по ряду причин. Во-вторых, ни один банк, учитывая санкционный режим, за денежный перевод по безналичному расчету не возьмется», - объясняет сложившуюся ситуацию яхтсмен.

Одним из ключевых вопросов для обсуждения на круглом столе стало улучшение качества обслуживания туристов и имиджа крымских морских портов. Эксперты поделились мнениями, каким образом это можно достичь: необходимо готовить высококвалифицированные кадры, в том числе переводчиков, организовать единый информационный центр для поддержки и сопровождения яхтенного туризма, создать веб-портал, содержащий интерактивную карту с навигационными, справочными сведениями, с обозначениями пунктов заправки топливом, пополнения запасов и др., а также в целом, развивать индустрию гостеприимства полуострова.

Подводя итоги круглого стола, присутствующие отметили, что для развития яхтенного туризма в Крыму есть все составляющие: климат, географическое положение, богатая история и культура, и интерес со стороны отечественных и зарубежных яхтсменов. Протяженность линии крымского побережья – две с половиной тысячи километров, этого хватит, чтобы создать достаточное количество специализированных гаваней и стоянок. Уже сейчас в Крыму планируют оборудовать до двух десятков марин. В связи с этим решено создать комиссию по анализу и оценке состояния и возможности совершенствования имеющихся марин и фарватеров, инициировать на основе работы комиссии создание комплексного проекта развития яхтенного туризма.

«В осеннюю сессию мы, вместе с коллегами из Государственной Думы, выносим тринадцать законодательных актов по изменению и форматированию туристской индустрии. Более того, парламентарии уже приняли изменения: мы синхронизировали изменения в береговой инфраструктуре Краснодарского края и Крыма с Севастополем. Ранее материк и полуостров законодательно двигались в этом направлении по отдельности друг от друга. Надеемся, что в эту парламентскую сессию мы внесем принятые решения, связанные с развитием транспортной инфраструктуры портов», - резюмировал встречу Алексей Волков.